Рынок международной доставки 
в 2022 году: как повлияли санкции 
на отрасль
Транспортная отрасль России, несомненно, оказалась в числе наиболее пострадавших с начала специальной операции на территории Украины. Однако, сложности начались задолго до введения санкций и политической напряженности — логистический кризис сформировался в пандемию коронавируса, когда нарушились цепочки поставок, а тарифы на перевозки начали стремительно расти.
Как выглядит рынок международной доставки сейчас, что ждет его в ближайшем будущем: на эти и другие вопросы мы постараемся дать ответ.
С начала двухтысячных годов рынок курьерской службы претерпел активное развитие, и сегодня имеется богатый выбор компаний с обширным ценовым диапазоном и списком услуг. Мы сформировали рейтинг исходя из объема выручки на 2021 год наиболее популярных сервисов в России, компаний-лидеров, работающих в сфере международной доставки посылок.
0
Анализ направлений международной доставки
Отправления из-за границы
За первое полугодие 2021 года Почта России зафиксировала количество международных отправлений в размере 95,2 млн, что было ниже на 14,3% в сравнении с аналогичным периодом 2020-го года. В целом, в 2021 году, как и в предыдущие годы, наибольшее количество посылок в Россию было получено из Китая (свыше 93% импортных отправлений), оставшаяся часть в основном приходится на страны Европы (Великобритания, Германия, Италия, Чехия) США и Японию. Ожидается, что в 2022 году в связи с повышением порога беспошлинного ввоза товаров в Россию до 1000 евро импорт из Китая вырастет еще больше. Так, объем заявок на перевозки из Китая в ПЭК в марте-апреле 2022 года уже вырос в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Отправления за границу
Наиболее популярными направлениями по отправке посылок из России в 2021 году являются США с объемом экспорта 33%, Германия (8%), Великобритания (6%), Украина (5%), Канада (4%). Всего было доставлено 2,2 млн экспортных отправлений.
*данные получены из отчета Почты России
0
В 2022 году ситуация может измениться. На текущий момент больше всего экспортных посылок также отправляют в США, доля экспорта увеличилась до 60%. Основная часть отправителей — это бизнес, продавцы на крупных мировых маркетплейсах. Отправления на территорию Украины пока приостановлены.
Ввиду проведения специальной военной операции и пандемии короновирусной инфекции введен ряд ограничений почтового обмена между государствами.
На текущий момент чуть больше половины государств не способны принимать почтовые и иные виды отправлений из России. В большей степени это страны Африки, Латинской и Южной Америки (70% от числа всех «заблокированных» государств), далее не могут принимать отправления государства Океании (Австралия, Новая Зеландия), некоторые государства Азии. В Европе не принимают отправления из РФ Финляндия, Швеция, Дания. Ближний Восток: не удастся отправить посылки в Йемен и Сирийскую Арабскую Республику.
Международная 
логистика
Международная логистика включает в себя следующие виды транспорта: наземный (железнодорожный и автомобильный), водный (морской и речной), воздушный.

Автомобильный транспорт 
Самый большой автопарк среди российских логистических компаний у Почты России и насчитывает более 17 000 автомобилей. СДЭК «Деловые линии» имеют в распоряжении более 5000 и 4 000 автомобилей соответственно. Стоимость у разных логистических компаний России на автоперевозки в среднем варьируется от 800 до 2 000 рублей для груза массой 10 кг. Срок доставки в среднем составляет 6-7 дней.
0
Железнодорожные перевозки
На перевозку ж/д транспортом приходится около 200 тыс. тонн всех отправлений. Почта России реализует проект по контейнерным перевозкам в сотрудничестве с ОАО «РЖД» в рамках стратегии контейнеризации почтовых отправлений и доставки сборных грузов.

Авиаперевозки
За 2021 год Почтой России было перевезено 40 тыс. тонн посылок и писем на самолетах. Компания доставляет почту авиатранспортом в 45 стран мира, объемом до 130 тонн посылок в день.
Примечательно, что 50% отправлений перевозится в грузовых отсеках регулярных пассажирских авиарейсов. Однако из-за пандемии количество регулярных рейсов сократилось. Часть отправлений в некоторые государства следует по смешанному пути — сначала автомобильным транспортом, затем авиарейсами. В связи с проведением СВО на территории Украины планируется также пересмотр маршрутов и использование комбинированных решений. Уже сейчас, например, посылки и грузы из США и Великобритании доставляются зарубежными авиакомпаниями через Хельсинки, а затем наземным транспортом — в Россию.
Некоторые логистические компании закупают свои самолеты для доставки. Так, в 2016 году Почтой России было закуплено два грузовых ТУ-204. Логистический оператор СДЭК зафрахтовал грузовой Boeing 757 и начал перевозить грузы по России. А в планах — освоение международных маршрутов.

Водный транспорт
Наименьший объем отправлений приходится на водный транспорт и составляет в год около 2 тыс. тонн.
Однако для оптимизации доставки различных типов грузов на разных направлениях логистические компании могут комбинировать различные типы транспорта.

Анализ отправлений по типам взаимодействия
Для рынка международных доставок наиболее характерны три модели взаимодействия: B2B, B2C, C2C.

B2B / business to business
Наиболее популярным направлением в секторе B2B является модель B2B-ecommerce (электронная коммерция). Именно на B2B приходится более половины рынка электронной коммерции. 
Стоимость доставки такой продукции зависит от выбранного тарифа: самовывоз или курьерская доставка. На текущий момент цена варьируется в диапазоне $27,9-$37,8 за один килограмм.

B2C / business to consumer
В данном секторе также преобладает продажа товаров в сегменте электронной коммерции.
Развитию направления B2C особенно способствовала пандемия с ее локдауном. 
Средняя цена на доставку в 2021 году составила 246 рублей, что выше на 5% аналогичного показателя за 2020 год (235 рублей). Тарифы на курьерскую доставку для интернет-магазинов начинаются от 230 рублей за килограмм.

C2C / consumer to consumer
Объем отправлений между частными лицами. Согласно совместному исследованию Data Insight и Avito годовой объем российского рынка C2C онлайн-продаж в 2021 году — порядка 1,5 трлн рублей.
Влияние специальной военной операции. Санкции
Как отмечалось выше, рынок международных доставок оказался в числе отраслей, которые наиболее пострадали от введенных санкций в связи со СВО на территории Украины. Как уходили компании экспресс-доставки, какой урон нанесли санкции на рынок отправлений и какие последствия носят санкции — давайте разберемся по порядку.
Практически сразу после военной операции компания UPS объявила о приостановлении импорта и экспорта для России, Беларуси и Украины. Американская служба доставки FedEx вместе с TNT Express (является частью компании FedEx) присоединились к UPS в этот же день, ограничив свою работу в те же направления. Компании возвращали за свой счет все посылки, находящиеся в пути в момент объявления о приостановке деятельности.
Международная компания экспресс-доставки грузов и документов DHL с марта 2022 года перестала доставлять посылки на территорию России, однако экспорт остался доступным для отправлений.
Санкции способствовали ограничению международных отправлений и в деятельности российских курьерских служб. Однако за последние месяцы часть направлений уже была открыта в связи с появлением альтернативных маршрутов. Тем не менее, 107 из 209 стран остаются «заблокированы» в приеме почтовых отправлений, причем, некоторые государства закрыты еще с времен пандемии.
В связи с СВО некоторые склады логистических компаний, находящиеся на территории других государств, прекратили свою работу. Но, в обход наложенных ограничений, формируются алгоритмы покупки товаров из Америки и Европы за счет услуг посредников-байеров.
0
Помимо ограничений по направлениям, санкции также оказали влияние на сроки и стоимость доставки, а также на вывоз за границу отдельных категорий товаров:
1. Ограничение авиасообщения с некоторыми государствами способствовало изменению маршрутов — по ряду направлений приходится доставлять посылки наземным видом транспорта, транзитом или гибридными маршрутами. Такой расклад способствовал увеличению сроков доставки в 1,5-2 раза.
На железнодорожном транспорте наблюдается сокращение объема экспорта на 50% в связи с санкциями. В авиаперевозках остается риск конфискации самолётов по требованиям лизингодателей.
2. Увеличению стоимости способствовали экономическая ситуация в государстве в целом, а также изменение маршрутов отправлений. При этом в ряде государств остается напряжение по причине пандемии. Так, стоимость доставки товаров из Китая еще в 2021 году выросла на 50% (к концу года увеличение было уже трехкратное. Средняя стоимость доставки взлетела с $3 000 до $10 000 за контейнер) в связи с частичным закрытием терминала Яньтянь в Шэньчжэне и перераспределению товаров в пользу ближайших терминалов.
3. Постановлениями Правительства РФ были введены временные запреты на вывоз за границу отдельных категорий товаров, например, медицинских изделий, различного рода оборудования (для фильтрования и очистки, для мойки, для сельского хозяйства, для промышленного приготовления), машин сельхоз-назначения и проч., ранее ввезенных в Россию с территории государств, принявших решение о введении в отношении России ограничительных мер экономического характера.
В марте 2022 года США ограничило ввоз товаров на территорию Российской Федерации для лиц из санкционных списков. Евросоюз запретил ввоз товаров стоимостью более 300 евро за единицу. Также введен запрет на ввоз товаров двойного назначения из стран Евросоюза.
Выводы
Специальная военная операция на территории Украины и никуда не исчезнувшая пандемия оказали колоссальное влияние на рынок международных доставок. Обмен посылками между государствами изменил свое привычное состояние. 
1. Больше половины государств не способны принимать почтовые и иные виды отправлений. 
2. Приостановлена деятельность на территории России таких крупных логистических компаний, как UPS и FedEx вместе с TNT. 
3. Объемы международных посылок сокращаются. Некоторые логистические компании уже констатируют падение доставок на 50 и более процентов, что может оказать влияние на показатели выручки.
4. Логистические компании подстраиваются под современные реалии, изменяя маршруты доставки через «дружественные» государства путем комбинирования видов транспорта. Благодаря такому изменению растет стоимость доставок на 25% и выше, достигая рекордных показателей в 200 и более процентов.
5. Введенные санкции меняют курс международных перевозок. Ожидается, что в 2022 году импорт из Китая будет расти существенным темпами, а в топе экспортных и импортных государств окажутся такие страны, как ОАЭ, Бразилия, Мексика.
6. Активно развиваются секторы B2C и C2C торговли.
Прогнозы
В реалиях текущего времени логистическим компаниям важно подстроиться под созданные условия, не допустить снижения спроса на предоставляемые услуги и оттока денежных средств. Некоторые компании на рынке международных доставок уже начали переориентацию своей деятельности в заданных ситуацией рамках.
Можно выделить следующие тенденции в существовании и развитии рынка международных доставок в 2022 году:
1. Переориентация рынка международного экспорта. За последние месяцы отправления из России в Бразилию, Мексику и ОАЭ составили 20% от общего числа отправлений. Прогнозируется смена курса на Азиатские направления, сотрудничество с поставщиками и покупателями стран Востока.
2. Изменение пошлин. В качестве поддержки логистическому бизнесу со стороны российских властей можно констатировать повышение порога беспошлинной покупки товаров в зарубежных интернет-магазинах, что означает, что товары не будут облагаться налогом, если их стоимость не превышает 1 тыс. евро. Вероятно, такое решение благоприятно скажется на рынок международной интернет-торговли в иностранных онлайн-магазинах. Однако эксперты не исключает появление «челночного бизнеса», существовавшего в 90-е гг. 20-го столетия. Такой исход может повлиять на рост поставок для небольших магазинов (в том числе интернет-магазинов) граждан, которые продают товары «для своих», что в свою очередь может усилить рынок доставки за счет увеличения его оборота.
3. Изменения в логистике: повышение стоимости доставки, изменение маршрутов. За счет нестабильных курсов евро и доллара, инфляции и иных экономических факторов тарифы на перевозки будут продолжать расти. На текущий момент стоимость автоперевозок уже увеличилась на 40%, авиаперевозок — на 20-30%, ж/д-перевозок — на 25-35%, водным транспортом — на 50% из-за роста морского фрахта (в некоторые направления такое увеличение достигает 200%), что отражается не только на транспортных тарифах, но и на ценах в розничных магазинах. 
Были приостановлены международные морские доставки в европейскую часть России. Переориентация на дальневосточные направления, замена транспорта способствует решению проблемы, однако, следствием будет появление новых затрат и очередное удорожание тарифов доставки.
4. Проблемы внутри логистических компаний. Ввиду того, что многие логистические компании используют в своем бизнесе кредитные продукты, факторинг, лизинг, из-за сложившейся экономической ситуации такие организации смогут оказаться неспособными в полной мере выполнять свои функции.
5. Снижение рынка eCommerce. Ожидается, что рынок онлайн-торговли может снизиться на 40% из-за снижения потребительской активности. Способность населения приобретать определённые товары может упасть, люди будут сберегать денежные накопления и инвестировать в более материальные объекты.  На фоне снижения онлайн-торговли есть вероятность обострения ситуация с возвратной логистикой.
Back to Top